Самодельная педаль deep blue delay для электрогитары

Содержание

Гитарные примочки

Самодельная педаль deep blue delay для электрогитары

15.12.2016

Типы гитарных эффектов и правильные варианты подключения

Очень часто нам задают вопросы о гитарных педалях, о их выборе и каким образом их можно собрать в цепь, какие педали нужны. Давайте разберемся по порядку.

Для начала, давайте рассмотрим разные типы эффектов и их функции.

Типы эффектов

  • Тюнеры. Гитарные тюнеры в виде педали, в большинстве своем имеют функцию Mute, заглушающую сигнал и позволяющую настроить гитару на концерте, репетиции, не мешая другим музыкантам и слушателям. Одним из таких устройств является KORG PICHBLACK POLY PB-03.

Гитарный тюнер в виде педали KORGPICHBLACKPOLYPB-03

  • Педали громкости. Созданы для плавной регулировки громкости инструмента, или всей цепи в реальном времени. Пример: DINLOP GCB80.

Педаль громкости DINLOPGCB80

  • Noise gate – «Нойз гейт» или «шумодав». Педаль, которая глушит нежелательные шумы. Эта во включенном состоянии постоянно отслеживает уровень входного сигнала и не пропускает никакие звуки ниже заданного порога. Пример: Noise gate BOSS NS-2.

Педаль Noise gate BOSS NS-2

  • Компрессор или лимитер для динамической обработки. Эти педали уменьшают динамический диапазон, то есть разницу между самой громкой и самой тихой частями сигнала. Грубо говоря, компрессор делает сигнал более ровным, увеличивая громкость тихих нот, и уменьшая – громких. Дополнительно с помощью компрессора можно поднять общую громкость сигнала. Очень часто компрессор используют в качестве сустейнера для поддержки затухающего сигнала на одном уровне, тем самым увеличивая время звучания ноты. Разница между компрессором и лимитером заключается в том, что лимитер компрессирует громкие ноты, а компрессор наоборот вытягивает тихие. Пример: ROCKTRON REACTION COMPRESSOR.

Компрессор ROCKTRON REACTION COMPRESSOR

  • Wah-wah. Педаль, известная больше как «квакушка», является параметрическим фильтром, изменяющим частотный диапазон сигнала в реальном времени при помощи движения педали. Педали бывают двух видов: со встроенными овердрайвами и бустерами. Пример: DUNLOP GCB-95F.

Педаль-квакушка DUNLOP GCB-95F

  • Дисторшн/Овердрайв/Фузз. Это эффекты искажения и перегруза, самые любимые всеми педали, дающие тот самый агрессивный, роковый звук. Подобных педалей на рынке, пожалуй, самый большой выбор. Выбирая их, следует учитывать с каким усилителем вы будете играть, какой характер перегруза нужен и для чего вообще нужна эта педаль. Также у некоторых моделей на борту имеются встроенные Noise gate (шумодавы) и спикер симы – выход эмулирующий звук снятого микрофоном кабинета, используется для игры напрямую в линию. Что подойдет для вас, решать вам и для этого конечно придется попробовать послушать несколько разных вариантов. Пример: DIGITECH BAD MONKEY.

  • Бустер. Педаль для увеличения громкости сигнала или определенных частот без искажений. Есть множество вариантов применения бустера. Вы можете использовать его как «грелку» для усилителя, вместо обычного перегруза (без искажения звучания), либо, например, для мгновенного увеличения громкости на время соло, поставив его после перегруза или в петлю эффектов усилителя. Пример: BLACK STAR HT-BOOST.

BLACKSTARHT-BOOST

  • Преампы. Гитарные предусилители. Предназначены для предусиления гитарного сигнала, перед подачей его на оконечный усилитель. Могут быть одно и многоканальными: чистый, кранч, перегруженный; со встроенными спикосимами, дибоксами. Пример: YERASOV FETTUBE BRITISH CITRUS BC-5.

  • Эффекты модуляции. К ним относятся все педали с эффектами хорус, флэнджер, тремоло, файзеры и другие.

  • Хорус. Эффект хора, звучания двух гитар одновременно. Напоминает звучание двенадцатиструнной гитары. Эффект достигается путем наложения на звук гитары его же копии сдвинутой во времени. Пример: EHX NANO NEO CLONE.

  • Флэнджер. Дает летящий звук, очень близок к хорусу, но отличается от него большим временем задержки и наличием обратной связи. Пример: STAGG BX-FLANGER.

 

 STAGG BX-FLANGER

  • Файзер. Эффект, очень похожий на флэнжер, создается путем фильтрации звукового сигнала с созданием максимумов и минимумов в его спектре. Положение этих максимумов и минимумов варьируется, что создает специфический крутящийся эффект. Пример: BOSS PH-3.

 

 BOSS PH-3

  • Тремоло. Эффект, представляющий собой амплитудное вибрато, реализующее периодическое изменение уровня громкости. Пример: BOSS TR-2.

BOSS TR-2

  • Октавер, питч-шифтер. Эффект для изменения высоты основной ноты, добавления дополнительных ноты к основной. Пример: Digitech the Drop

Digitech the Drop

  • Эквалайзер. Педаль для корректировки частотных характеристик вашего сигнала в широком диапазоне. Пример: BEHRINGER EQ700 Graphic Equalizer.
  • Дилэй. Эффект задержки, повторяющий сыгранные ноты с заданной частотой и длительностью. Пример: BOSS DD-500.

  • Реверберация. Пространственный эффект отражения, имитирующий звучание в пустом помещении добавляющий объема вашему звуку. Пример: TC Electronics Hall Of Fame Toneprint.

  • Симуляторы кабинета, дибоксы. Приборы, эмулирующие звук, снятый с гитарного кабинета микрофоном. Используются для игры в линию или для записи, как правило имеют встроенный дибокс. Дибокс – это устройство для преобразования небалансного сигнала с высоким сопротивлением (гитара, бас) в балансный (с низким сопротивлением) для последующей подачи его на микрофонный вход микшера. Дибокс помогает предотвратить помехи, искажения и потерю сигнала при передаче его на большие расстояния с помощью мультикоров, длинных кабелей. Пример: Behringer GI100 Ultra G.

Behringer GI100 Ultra G

  • ABSwitch, коммутаторы, блендеры, лайн селекторы и другие. Различные приборы для создания разветвленных цепей и коммутации оборудования. Пример: BOSS AB-2.

BOSSAB-2

Цепи эффектов

Мы рассмотрели виды основных гитарных эффектов. Теперь необходимо понять, как собрать их в одну цепь и заставить работать. Сразу стоит сказать, что способов это сделать, великое множество и не существует каких-либо рамок. Все ограничивается только вашей фантазией и поставленными задачами. Сейчас мы рассмотрим, несколько самых простых и распространенных вариантов.

Сбор цепи эффектов

  • Гитара – нойз гейт – компрессор – wah-wah – перегруз – эквалайзер – хорус – дилей – ревер – Input усилителя.

Один из самых простых и распространенных способов. Сигнал с гитары поступает на шумодав, который убирает все шумы и наводки датчиков инструмента, после чего компрессор выравнивает сигнал перед подачей его на педаль wah-wah. Здесь можно поставить октавер, питч шифтер и другие.

Далее идет перегруз, звук которого вам больше по вкусу. После эквалайзером корректируем частотные характеристики и отправляем на обработку эффектам модуляции хорус/флэнжер/файзер.

После чего сигнал обрабатывается при помощи дилея и ревера для придания большего объема звуку и приходит на вход преампа усилителя на его чистый канал.

Если у вашего усилителя есть петля для подключения эффектов, можно попробовать следующий вариант.

  • Гитара – нойз гейт – компрессор – wah-wah – перегруз – input усилителя, effect send – хорус – дилей – ревер – effect return.

Сигнал с гитары приходит на шумодав, далее компрессор, квак, перегруз на вход преампа усилителя.

В данном случае перегруз может работать как самостоятельный эффект, в чистый канал преампа усилителя или как «грелка», просто добавляя гейна преампу усилителя и в чистый и в перегруженный канал.

Далее сигнал из преампа усилителя через effect send идет на хорус, дилей, ревер и через effect return на оконечник гитарного усилителя.

  • Гитара – нойз гейт – компрессор – wah-wah – преамп – хорус – дилей – ревер – effect return.

В данном варианте, мы используем напольный преамп вместо преампа гитарного усилителя. Сигнал с гитары через шумодав, проходит на компрессор, далее wah-wah и приходит на преамп, после предусиления обрабатывается хорусом, дилеем, ревером и через effect return поступает на оконечник гитарного усилителя.

  • Гитара – нойз гейт – компрессор – wah-wah – преамп или перегруз со спикосимом – эквалайзер – хорус – дилей – ревер – микшер/звуковая карта.

Данный вариант позволит вам обойтись вообще без гитарного усилителя, например, для домашней записи или на случай если на репетиции или концерте усилитель вышел из строя.

Сигнал с гитары проходит через шумодав, компрессор, wah-wah, на перегруз со встроенным спикосимом, например, рассмотренный выше DIGITECH BAD MONKEY, с выхода педали mixer-сигнал приходит на эквалайзер, на котором вы корректируете частотные характеристики по своему вкусу, далее хорус, дилей, ревер и после – вход звуковой карты или вход микшера.

Можно ли чередовать эффекты?

Вы можете поэкспериментировать на основе рассмотренных вариантов, убирая или добавляя эффекты, меняя их местами, подстроив цепь под свои потребности.

Например, если ваш перегруз сам по себе дает сильный фон, можете переместить шумодав, поставив его следующим после перегруза, настроив порог срабатывания.

Или поменять местами компрессор и wah-wah или вовсе сдвинуть компрессор почти в конец цепи, поставив его перед дилеем и ревером, все это ощутимо отразится на звуке. Или поставить в цепь два перегруза, настроив их так, чтобы получилось три-четыре варианта перегруза.

Более того, по мере освоения эффектов и получения навыков их настройки, вы можете делать более сложные цепочки эффектов, добавляя различные разветвления и даже разводя сигнал на несколько усилителей, например, как сделал наш обзорщик Фил Чекалин в видео.

Несколько слов о главном

Ну и напоследок хотелось бы сказать несколько слов о важных мелочах. Как только количество ваших педалей приблизится к двум-трем, непременно станет вопрос их транспортировки на репетицию, концерт и другие мероприятия, удобства и скорости коммутации и, конечно же, обеспечения их бесперебойного питания.

Самым простым способом будет сборка всего этого в педалборд, на данный момент на рынке присутствует множество педалбордов, в виде сумок Ehx Bag или кейсов, рассчитанных под определенные педали, например, Boss со встроенным блоком питания и всей коммутацией в комплекте.

Или просто свободных кейсов, вмещающих любые педали, которые у вас хватит фантазии в них уложить, например, Stagg.

Выбирая вариант без встроенного питания, стоит подумать о хорошем блоке питания, с защитой от замыкания, раздельными выходами и способным запитать все ваши педали, например Force FPS-02, ну и не забудьте патч-кабели для коммутации всех педалей между собой. Все это позволит вам сэкономить кучу времени и нервов на концертах и репетициях, свести к минимуму наводки, шумы и различные форс-мажорные обстоятельства при работе с вашим оборудованием.

Источник: https://pop-music.ru/articles/gitarnye-primochki/

Гитарный эффект — delay: педаль для космонавта (2 часть)

Самодельная педаль deep blue delay для электрогитары

Эту статью вы можете читать и не ознакомившись с первой частью цикла статей о дилее. Но рекомендуем ознакомится, она очень интересная!

В этой части статьи мы будем рассматривать конкретных производителей и модели дилеев, постараемся дать объективную оценку акцентируясь не только на плюсах и минусах приборов, но и на функционале, эргономике, звуке и соотношении цены качества, оцениваться данные критерии будут в десятибалльной системе по следующим критериям:

Функционал: наличие 3 основных ручек (время задержки, обратная связь, громкость хвостов) и инструментальных выхода и входа будет равно 5 балам, за отсутствие каких то параметров, таких как ручка обратной связи и т.п. часть балов будет сниматься, а за наличие дополнительных ручек (например ручки тона) или выхода только с обработанным сигналом, наоборот начисляться.

Эргономика: так как удобство эксплуатации вещь сугубо индивидуальная, усредним параметры до размера BOSS стайл и питания от 9в — это 5 балов, расположение джеков удобство и читаемость ручек будет рассматриваться в отдельности.

Звук: будет  оцениваться не в критерии цена качество, а в абсолюте.

И цена качество из совокупности пунктов и субъективного мнения.

Начнем эту серию обзоров с аналоговых делеев, говорить будем о доступных моделях, как по цене так и по наличию в продаже.

Педаль гитарного эффекта delay — MXR Carbon Copy

Carbon Copy детище Jeorge Tripps выпускаемое компанией Dunlop под брендом MXR. На данный момент Carbon один из наиболее популярных дилеев разработанных за последние 10 лет, можно сказать живая классика.

Построен дилей на двух 3208 AFAIK чипах, имеет задержку 600мс, из органов управления три классических крутилки, кнопка включения модуляции с индивидуальной подсветкой, а также два подстроечника модуляции (глубина и скорость) под крышкой.

По звуку Carbon Copy больше подходит для атмосферных, эмбиентовых композиций, нежели для слепбека или игры с перегрузом, хотя в последнем он и не плох, но это явно не его стезя.

Атмосферы и пространства так же добавляет и модуляция, настроить которую можно от легкой едва слышной волны, до психоделического булькатания.

По тону хвосты ближе всего к дилеям на караоке чипе, не отличаются глубиной, но имеют умеренную яркость. Так же дилей прекрасно заводится.

Если говорить о минусах данного дилея, то это прежде всего проблемы с надежностью, Carbon очень часто горит по питанию и это было бы пол беды, если бы не поверхностная пайка, за ремонт которой возьмутся не всякие мастера. Так же дилей имеет миллениум байпасс, о чем тоже стоит помнить перед покупкой.

Достоинства:

  • Ликвидность на вторичном рынке;
  • Универсальность;

Недостатки:

Цена: около 150$;

Функционал — 6Эргономика — 6Звук — 6.5

Цена качество — 6.5

MXR Carbon Copy | analog delay

Педаль гитарного эффекта delay — Way Huge Aqua Puss MKII

Еще один дилей производимый Dunlop, но уже под брендом Way Huge. В отличии от Carbon Copy, Aqua Puss построен на клоне классической Panasonic MN3205 — Cool Audio V3205.

Управление, опять же классическое: Delay – время задержки, Feedback – количество повторов и Blend – микс чистого сигнала и повторов.

Размером чуть больше Carbon, что обусловлено отсутствием СМД компонентов в схеме, однако расположение входных гнезд сверху позволит разместить в борде данный девайс очень компактно.

Небольшое время задержки в 300мс, обусловлено тем, что стезя Aqua Puss слепбек.

На коротких задержках дилей звучит просто шикарно, яркие и достаточно холодные для аналога хвосты прекрасно слышны, но при этом очень естественно ложатся в микс, дилей просто создан для классического слепбек эхо.

Так же хочется отметить, что при «игре» с ручкой Blend, Aqua Puss вполне может понравится любителям эмбиента и психодела. Ну и конечно он отлично заводится.

Педаль гитарного эффекта delay — Ibanez/Maxon AD9

Классический дилей, производимый компанией Maxon для Ibanez, AD9 является одним из первых дилеев работающих от 9в и практически полной копией легендарного BOSS DM-2.

Как винтажный так и современный AD9 построено на MN3205, только переиздание имеет вместо чипа от Panasonic его клон. Органы управления классические три ручки. Время задержки 300мс.

Из плюшек dry output, для игры в параллельной петле, что с учетом клипинга дилея, безусловный плюс.

AD9 имеет весьма узнаваемый густой и темный звук, который возможно не всем придется по вкусу, но если такой саунд вам понравится, этот дилей останется у вас надолго.

Из недостатков многие пользователи отмечают, что им не нравится отсутствие как таковой заводки, однако это очень просто решить, достаточно выставить нужное количество обратной связи с помощью подстроечника, для этого даже не обязательно разбирать дилей, все можно проделать через отсек для батарейки, главное не перепутать подстроечники. На фото желтым отмечен подстроечник фидбека с литерой R43.

Педаль гитарного эффекта delay — Mooer Audio Ana Echo

Темная лошадка из Китая, от набирающего обороты бренда Mooer. Не смотря на всю казалось бы несерьезность данного девайса, на борту не караоке чип, а вполне себе копия MN3205. Схематически Ana Echo очередной клон BOSS DM-2, все с теми же классическими ручками управления, правда из-за размера две из них очень неудобны в настройке, но это расплата за сникерс сайз.

Звучание все так же в духе DM-2 мягкое, теплое и темное. Заводится делей хорошо, стоит не дорого, если не боитесь Китая, осуждения на форумах или просто экономите место в борде можно брать. Опять же тру байпасс.

Педаль гитарного эффекта delay — Electro Harmonix Memory Toy

Аналоговый дилей от именитых Electro Harmonix, самый младший в Memory серии.

Построен на тех же двух 3208 чипах, что и Carbon, да и органы управления практически идентичны собрату от Dunlop: три классических ручки и тумблер включения/выключения модуляции, однако максимальное время 550мс и только один подстроечник под крышкой — регулировка глубины модуляции (правда есть еще один официальный трим чувствительности, но его обычно никто не трогает).

Звук как и функционал очень похож на Carbon, но опять же как и функционал немного не дотягивает.

В целом общие впечатления такие: Memory Toy немного дешевле Carbon Copy, имеет немного меньшее время задержки, немного не дотягивает по функционалу, немного не дотягивает по звуку и вообще немного не то.

Не поймите превратно, это все еще хороший бюджетный дилей, однако ему не хватает какой-то изысканности и благородства, ну или хотя бы изюминки — это просто аналоговый дилей.

Из существенных недостатков, пожалуй крайняя требовательность к питанию, дело в том что Electro Harmonix хотели срубить бабла и на сопутствующих аксессуарах, в следствии чего сделали питание не на 9, а на 9.6в, так что не с каждым блоком дилей будет работать адекватно, да и по амперажу не смотря на аналоговую схему, аппетиты у Memory Toy сверх меры.

Педаль гитарного эффекта delay — Electro Harmonix Memory Boy

Следующий дилей в Memory серии от Electro Harmonix, все те же чипы и время задержки, что и у Toy, однако подстроечник глубины выведен на лицевую панель, полноценным потом, есть тумблеры формы волны модуляци, выбор типа модуляци (хорус или вибрато), а так же возможность подключения педали экспрессии.

Не смотря на дополнительные плюшки, по звуку — это все тот же Memory Toy, само собой с Stereo Memory Man он не имеет ничего общего, однако широкий функционал делает его весьма интересным для всякого рода экспериментов и психодела.

И да все те же проблемы с питанием, вследствие чего за эргономику Boy так же получит низкий бал, ибо лишний блок в борде не самая лучшая вещь.

Педаль гитарного эффекта delay — Electro Harmonix Stereo Memory Man

Самый простой способ прикоснуться к «тому самому» звуку.

Не смотря на то, что Stereo Memory Man на данный момент снят с производства, найти его б/у вполне реально, причем не за конский прайс (вполне можно уложится в 120-150$) Функционал у SMM спартанский по сравнению с DMM, всего три классических ручки: скорость, фидбек и микс, однако он может быть хорусом и не нуждается в блоке питания на 24в, однако вполне себе нуждается в понижающем трансе, о чем не стоит забывать перед покупкой.

Так же не стоит забывать, что у Stereo Memory Man максимальное время задержки всего 300мс. Казалось бы и зачем нужна эта рухлядь, я и сам не понимаю если честно, но это реально самый доступный способ получить звук настоящего Memory Man.

Педаль гитарного эффекта delay — Malekko Ekko 616

Еще один аналоговый дилей на 3208 чипе от Malekko Heavy Industry Global Effects. Отличается от своих собратьев расширенным функционалом в компактном размере.

Из органов управления помимо классических Time – время задержки, Regen – количество повторов и Mix – микс чистого сигнала и повторов, также имеются кнопки включения фильтра и модуляции, обе имеют светодиодную индикацию, помимо этого на лицевую сторону выведены подстроечники управления модуляцией Speed — Скорость, Depth — Глубина.

Модуляция в отличии от привычного хоруса, как в том же Carbon Copy, у Malekko представлена весьма психоделическим вибрато. С помощью фильтра хвосты можно сделать темными или яркими, но без ухода в экстрим.Так же на плате есть подстроечник, с помощью которого можно настроить нужную громкость и при желании хорошенько бустануть сигнал.

Максимальное время задержки 600мс. Вполне естественно, что с таким временем и функционалом, звук у дилея достаточно универсальный, можно получить как жирный дилей из 70-х, так психоделический дилей с вибрато на хвостах уносящий в 60-е, так и яркий слепбек дилей прямиком из 50-х и само собой современный эмбиентовый звук можно получить без танцев с бубном, однако есть и минусы.

Первый минус — за функциональность приходится платить качеством, звук весьма усредненный и не имеет своего характера, а второй — это надежность которая оставляет желать лучшего, в купе со слабой ремонтопригодностью заставляет обходится с делеем очень бережно.

Педаль гитарного эффекта delay — BBE Two Timer

Не частый гость в России дилей BBE Sound, однако весьма интересный и функциональный. Очередной клон BOSS DM-2, на современном аналоге MN3205. Является чуть ли не единственным дилеем, имеющим две ручки отвечающие за время задержки, с возможностью переключения между ними во время игры, то есть на полностью аналоговой схеме мы практически имеем пресет.

Более чем реально с раскатистого эхо (ну на сколько это позволяет 300мс максимальной задержки) , переключатся на слепбек и обратно, очень интересный и полезный функционал, да и по звуку BBE не подвели очень качественный клон DM-2 получился. Единственный недостаток — это все теже 300мс, для контраста при переходе хотелось бы чуть большее время задержки.

Итоги

Подводя итог, можно сказать если вам нужен просто дилей и вы не ограничены бюджетом смело берите Carbon Copy, если опять же бюджет не давит, но нужен слепбек то Aqua Puss, хотите аутентичный темный звук из 80-х — это AD9, если бюджет ограничен Memory Toy, если ограничен бюджет и место в борде Ana Echo, если хотите эксперементов Ekko 616, если хотите экспериментов и сэкономить Memory Boy , если хотите иметь два дилея в одном BBE Two Timer, ну и само собой если хотите звук настоящего Memory Manто берите Stereo Memory Man.

Третья часть статьи про эффект Delay

Источник: http://gtars.ru/oborudovanie/pedali/razbiraem-gitarnye-pedali-s-effektom-delay/

Как собрать свою педаль эффектов: гид для начинающих • SAMESOUND — сайт для музыкантов

Самодельная педаль deep blue delay для электрогитары

Есть много причин для того, чтобы собрать свою педаль эффектов для гитары: цена, поиск нужного звука, какие-то особенные пути прохождения сигнала или простое любопытство.

Несмотря на то, что создание собственной обработки может показаться довольно сложным с технологической точки зрения процессом, реальность такова, что базовых знаний и понимания принципов электроники вполне достаточно для сборки своей кастомной педали гитарных эффектов.

Мы уже знаем, как собрать собственный педалборд и оборудовать студию самодельными акустическими звукопоглощающими панелями. С помощью этой статьи новички и любители узнают, как собрать свою педаль эффектов.

Мы не будем вдаваться в глубокие дебри, а лишь расскажем, что потребуется для сборки, с чего начать и как провести макетирование, тестирование и сборку.

В дальнейшем, желая развить свое мастерство в этом вопросе, вы сможете самостоятельно изучить профильную литературу или поискать необходимую информацию на просторах Сети.

Что нужно, чтобы собрать свою педаль эффектов?

Для того, чтобы собрать педаль эффектов, понадобятся отвертки, кусачки, плоскогубцы, поэтому первое и самое необходимое — это типовой набор инструментов. Приобрести его можно в любом строительном магазине. Также потребуется паяльник с тонким и с толстым жалом, припой, изолента и прочие вещи, необходимые для пайки (как и сам навык пайки).

Внутри любой аналоговой педали эффектов насчитываются десятки мелких деталей. Несмотря на это, реальное количество необходимых для сборки компонентов не так велико, как может показаться, да и разобраться в их предназначении довольно просто. Итак, нам понадобятся:

  • Макетная плата VEROBOARD (STRIPBOARD);
  • Тестовая плата BREADBOARD;
  • Конденсаторы;
  • Резисторы;
  • Диоды;
  • Транзисторы;
  • Потенциометры;
  • Кабели;
  • Разъемы для подключения кабелей.

Макетная плата VEROBOARD (STRIPBOARD)

Макетная плата VEROBOARD (STRIPBOARD)

Перед тем, как браться за пайку и сборку, педаль нужно спроектировать. Для этого понадобится обыкновенная макетная плата Veroboard (Stripboard), часто используемая радиолюбителями для планирования будущих схем пайки.

Veroboard предназначена для воспроизведения любых схем без дополнительной практической и теоретической подготовки. Плата легко поддается резке, поэтому ее размер можно подогнать под будущее устройство, просто обрезав Veroboard ножницами, ножовкой, резаком для ножовочного полотна или другими подобными инструментами.

Одна сторона платы оснащена изолированными друг от друга прямыми полосами медной фольги, вторая предназначена для монтажа деталей и перемычек. Считается, что такой способ монтажа идеален для простых схем с одним или двумя чипами (микросхемами).

Схема макетной платы Stripboard

Stripboard отличается дешевизной: на AliExpress можно найти подобные платы от 300 рублей, в зависимости от продавца.

При этом в Интернете есть обилие форумов, сообществ и сайтов радиолюбителей, где можно найти схемы распайки макетов для производства самых разнообразных эффектов.

Это хорошее подспорье для тех, кто не хочет тратить огромные суммы денег на новые платы в случае порчи, выхода из строя или при неудачной распайке Veroboard.

Учтите, что работа с макетной платой требует внимательности и осторожности. Будьте готовы к тому, что с первого раза может ничего не получиться. Единственный совет: запастись терпением и Stripboard.

Резисторы

Резисторы

Резисторы — пассивные компоненты, контролирующие работу линейным образом.

Резисторы противостоят потоку тока, создавая необходимые электрические условия для правильной работы всех остальных компонентов системы.

Обычно резисторы имеют цветовую маркировку, состоящую из 4 или 5 колец разного цвета, которая сообщает о возможностях сопротивления компонента входящему току. В нашем случае такие маркировки можно проигнорировать.

Конденсаторы

Конденсаторы

Конденсаторы — еще один пассивный компонент системы, используемый в аудиосхемах. Конденсаторы полезны тем, что блокируют постоянный ток.

Это исключает скачки напряжения в цепи и позволяет изолировать разные части аудиосхемы друг от друга. Они бывают двух типов: цилиндрические и сферические.

Сферические конденсаторы имеют коннекторы на каждом конце сферы, в то время как цилиндрические обладают коннекторами на концах обеих ножек.

Конденсаторы бывают поляризованными. Если конденсатор неполяризованный, он может быть установлен в любом месте схемы; если конденсатор поляризованный, то он оснащается специальной схемой, сообщающей о его месте расположения.

Длинная ножка конденсатора — анод, короткая — катод. Обычно на катод наносят риску серого, белого или серебристого цвета для облегчения его нахождения.

ВНИМАНИЕ! Помните, что неправильная установка конденсатора может вывести систему из строя.

Потенциометр

Потенциометр — это компонент, управляющий самой педалью, выключатель будущего устройства.

Отчасти потенциометр можно считать резистором, так как его основная задача в том, чтобы делить электрическое напряжение, идущее по цепи.

При использовании потенциометра, на схеме (плате) обычно имеются два деления. В зависимости от того, на какое из них повернут потенциометр, используется соответствующая цепь прохождения сигнала.

Помимо потенциометров существуют реостаты, которые в отличие от потенциометров регулируют не напряжение, а силу тока.

К примеру, педаль ZVEX Fuzz Factory использует реостат, контролирующий суммарную силу тока в аудиосхеме устройства, а фузз Electro-Harmonix Big Muff оснащается потенциометром, соединенным с регулятором тона, который позволяет переключать работу фильтра с высокочастотного на низкочастотный, и обратно.

Диоды

Диоды

Диоды — поляризационные компоненты, перенаправляющие ток в одном конкретном направлении. Помимо этого, диоды участвуют в формировании звуковой волны аудиоэффекта. К примеру, в том же Electro-Harmonix Big Muff основой дисторшна служат именно диоды.

Вместе с тем диоды могут исправлять форму сигнала при переходе с переменного на постоянный ток. Это важный момент, ведь сигнал электрогитары создается звукоснимателями за счет индукции переменного тока, а большинство компонентов аудиовоспроизводящих устройств используют постоянный ток.

ВНИМАНИЕ! Диоды очень восприимчивы к высоким температурам, поэтому требуют продуманной системы охлаждения.

Помимо обычных, существуют также LED-диоды, требующие наличие резистора между ними и источником электрического тока, чтобы избежать повреждений аудиоустройства. ю

Транзисторы

Транзистор. Слева направо: эмиттер, база, коллектор

Транзисторы (полупроводники) — активный компонент, состоящий из трех частей или слоев: коллектора, базы (основы) и эмиттера. Слои расположены последовательно, а сам компонент может переносить заряды электричества с одних слоев на другие.

Транзисторы бывают двух полярностей: позитивной и негативной. В аудиосхемах находят применение биполярные транзисторы, усиливающие генерацию колебаний, то есть выступающие в роли обыкновенных усилителей. В некоторых случаях транзисторы используются в качестве элементов, переключающих ток.

ПОЛЯРИЗОВАННЫЕ И НЕПОЛЯРИЗОВАННЫЕ КОМПОНЕНТЫ Первостепенная задача состоит в том, чтобы разобраться, какие компоненты являются поляризованными, а какие нет. Помните, что поляризованные компоненты располагаются в определенных местах схемы/цепи, в то время как неполяризованные могут быть установлены где угодно.

Чтобы понять принципы того, как собрать педаль эффектов, лучше всего подойдет схема самого простого фузза. Выбор этого эффекта обусловлен малым количеством компонентов, необходимых для создания педали.

Схема педали эффектов фузз.

Схема вполне наглядна: есть вход и выход, батарейка, а также конденсаторы, диоды, резисторы и джеки. На схеме:

  • BATTERY — батарея 9В (крона);
  • R1 — резистор;
  • R2 — резистор/потенциометр, выступающий в роли ручки громкости, то есть регулирующий уровень выходного сигнала;
  • Q1 — транзистор;
  • D1 — диод (будет зацикливать сигнал);
  • C1 — входной конденсатор;
  • C2 — конденсатор, работающий как фильтр для поступающего сигнала;
  • J2, J3 — входной и выходной джеки.

Все компоненты, необходимые для сборки

Для сборки понадобится 9 деталей (в скобках указано название на английском для упрощения поиска на eBay или AliExpress — прим.ред.):

  1. Макетная плата VEROBOARD (Veroboard plate) и тестовая плата (breadboard);
  2. 4,7 мкФ цилиндрический поляризованный конденсатор (4.7uF radial polarized capacitor);
  3. 22 нФ неполяризованный конденсатор (22nF non-polarized capacitor);
  4. Диод 1N914 (1N914 diode);
  5. Резистор на 10K (10K resistor);
  6. Транзистор MPSA18 (MPSA18 Transistor);
  7. Линейный потенциометр 100k (100k linear potentiometer);
  8. Два входа-разъема под кабель 6,3 Jack (Neutrik jack);
  9. Адаптер для батареи на 9В (9V battery clip).

ВНИМАНИЕ! Соблюдайте правила безопасности и все меры предосторожности! Если не умеете паять и/или никогда этого не делали, попросите кого-то более «рукастого» помочь вам.

Прежде чем браться за макетную плату, создадим педаль на тестовом стенде, используя специальный тестер. С его помощью можно воспроизвести всю цепь прохождения сигнала и не бояться ошибок.

ПРОВЕРКА ПИТАНИЯ На тестовой плате всегда имеется шина питания, к которой можно подключить батарею на 9В, чтобы проверить не только саму схему работы, но и цепь питания. Обычно красная линия и красные провода обозначают само питание, а черные — заземление.

Для начала подключим к шине питания батарейку, соединив провода и линии одного цвета. Следом за этим поместим на тестер первый конденсатор (C1). Ножки конденсатора должны располагаться в разных отверстия. После этого подключите разъем джека одним кабелем к заземлению, вторым в любое свободное отверстие в том же ряду, что и конденсатор C1.

Установленный транзистор

Поместите на левую сторону платы транзистор MPSA18 (Q1) так, чтобы его ножки были в разных рядах (пронумерованы на плате). Если перевернуть плату гладкой стороной к себе, ножки транзистора должны быть расположены в следующем порядке — эмиттер, база, коллектор (слева направо).

Следующим элементом, который мы поместим на плату, будет диод 1N914. Поместите анод (ножку положительного заряда) в том же ряду, что и коллектор транзистора. Катод (ножку отрицательного заряда) должен быть расположен в том же ряду, что и анод конденсатора.

Установка диода на тестовую плату

Примечание: обычно катод диода помечается черной или серой линией.

При помощи провода соедините анод конденсатора C1 с базой (средней ножкой) транзистора Q1, помещенного на плату чуть ранее. С помощью второго провода соедините ножку эмиттера транзистора (самая левая) с заземлением. Наконец, при помощи еще одного кабеля подготовьте связь между коллектором транзистора (самая правая ножка) и противоположной стороной платы, куда мы поместим резистор.

Резистор R1 одной ножкой должен находиться в том же ряду, где проходит цепь питания (помечена красным), а второй быть установлен в любое свободное отверстие на плате. Именно ко второй ножке мы и подключим провод, который соединит резистор с коллектором транзистора. Напоследок, неподалеку от ряда с коллектором транзистора, поместим еще один конденсатор C2.

Теперь создадим возможность регулировки уровня громкости, подключив к плате потенциометр. Потенциометр имеет 3 входа, кабели от которого мы будем подключать следующим образом: самый правый кабель (pin 3) должен находиться в том же ряду, куда мы поместили конденсатор, а средний (pin 2) и левый (pin 1) кабели подключены в отдельных рядах в любые свободные отверстия.

Подключение потенциометра

Чтобы замкнуть нашу цепь, соедините левый кабель потенциометра с заземлением, подключив новый кабель в том же ряду, куда мы подключили pin 1. Следом добавьте выходной джек, подключив его одним кабелем к «земле», а другим в свободный разъем в том же ряду, куда мы подключали средний кабель (pin 2) потенциометра.

Тестовый макет в сборе

Даже в таком тестовом виде будущий фузз можно использовать для обработки сигнала. Подключите гитару и поиграйте что-либо.

Перенос схемы на макетную плату (пайка)

После успешного тестирования и проверки работоспособности можно переходить к переносу схемы на макетную плату. Стандартные размеры Stripboard могут быть больше, чем требуется, поэтому все лишнее можно отрезать, уменьшив рабочую поверхность.

Обрезка макетной платы

Несмотря на изолированность медных полосок друг от друга, рекомендуется удалить те, что не задействованы в цепи. Сделать это можно небольшим сверлом, которое без проблем справится с медью и разорвет связь. Остатки меди лучше удалить.

Разрыв медных связей сверлом

После того как закончите пайку, а схема будет полностью перенесена на макетную плату, советуем еще раз проверить работоспособность педали.

Будущая педаль в собранном виде

Помещение платы в корпус и окончание сборки

После того, как схема будет перенесена и спаяна на макетной плате, можно переходить к финальному этапу — сборке корпуса. Для этого нам понадобится алюминиевая заготовка, купить которую можно на том же AliExpress за 300-500 рублей.

Алюминиевая заготовка корпуса с просверленными отверстиями

Определившись с расположением всех элементов внутри, просверлите в корпусе четыре отверстия: для разъема питания, входного и выходного джека, и регулятора громкости. Для сверления лучше использовать ступенчатое сверло, если такое окажется под рукой.

Собрать собственную педаль и не придумать ей неповторимое визуальное оформление — преступление похлеще тех, что творил Грин-де-Вальд.

С выбором краски проблем возникнуть не должно, так как сегодня на рынке представлено широкое множество аэрозольных баллончиков, предназначенных для работы с самыми различными поверхностями.

В качестве графической составляющей всегда можно воспользоваться модными стикерами, если вы, конечно, не обладаете художественными навыками.

Итогом всех действий станет самый настоящий кастомный фузз. При желании, схему можно усложнить, добавив в цепь тот же байпасс. Как видите, собрать свою педаль эффектов не так сложно, как кажется.

Источник: https://samesound.ru/g/diy/70849-build-your-own-guitar-pedal

Deep Blue Delay

Самодельная педаль deep blue delay для электрогитары

Mad Professor – профессиональные гитарные педали из Финляндии. За восемь лет своего существования, компании удалось создать одну из самых больших линеек бутиковых примочек. Главный специалист и разработчик – электронный гений Bjorn Juhl, работает в сфере электроники музыкальных инструментов уже 30 лет.

Дилей с великолепным, прозрачным и объемным звучанием. Имеет минимальный набор настроек, что отнюдь не делает его мало функциональным. Педаль имеет частотные характеристики, аналогичные классическим ленточным эхо генераторам.

Кроме того, Deep Blue Delay был разработан специально для того, чтобы эффективно звучать не только на чистом звуке, но и вместе с самыми разнообразными вариантами перегрузов.

Дилей можно поставить как перед перегрузом, так и за ним в цепочке — в любом случае, он не будет портить сочный звук перегруза.

Схема

Схема любезно предоставлена нашим замечательным пользователем Baly.

Печатная плата

Печатная плата разведена в программе Sprint Layout 5.0

Конденсаторы в сигнальных цепях, почти все, фирмы Epcos, но я бы не стал утверждать что это обязательно, есть мнение что микросхема PT2399 сама по себе даёт не очень чистое звучание и не зачем ставить дорогие фирменные конденсаторы, к тому же конденсаторы с 7-й и 8-й ноги микросхемы можно вообще поставить керамические.

Я использую Epcos от того что больше им доверяю. Хотя, внимательные сразу обратят внимание, что на фотографии готовой платы конденсаторы 2,2нФ (у ножек 16-15 и 13-14 микросхемы), не только не Epcos, но ещё и разные. Ну просто не было у меня второго конденсатора на 2,2нФ вот и поставил один на 1,8нФ, на качество звука это не повлияло.

Однако, я рекомендую не экономить хотя бы на тех конденсаторах, которые являются общими для сигнальных цепей основного и задержанного сигнала (22нФ и 1нФ.

Кнопку на три группы контактов я использовал не совсем «стандартную», но в файле две платы и вторая разведена как раз под более популярную кнопку 3PDT.

Обратите внимание, что на первом варианте печатной платы (той, по которой я и собирал) есть одна перемычка под входным гнездом, соединяющая основную землю с землёй для светодиода. На втором варианте перемычек нет. Для соединение корпуса с землёй, припаиваем проводник от контакта 1 потенциометра Mix к его корпусу, но можно использовать и другой, удобный вам, вариант.

Операционный усилитель у меня стоит TL072. Из того что у меня было, он звучал здесь лучше всего. Хотя, можно поставить любой аналогичный.

Небольшие осложнения могут возникнуть с монтажом микросхемы стабилизатора 78L05, так как контакты на плате для его впайки очень мелкие и соседние дорожки проходят очень близко. Но, при неторопливом и обдуманном подходе ко всему процессу изготовления, это не будет проблемой.

Корпус

Ниже предоставлена схема сверловки отверстий в корпусе.

Я использовал заказной корпус по моим размерам, но печатная плата должна без особых проблем поместиться в так любимой всеми Gainta G0124.

Особо отмечу, при установке в корпус Gainta G0124, перед изготовлением печатной платы проверьте вылет входного и выходного гнезд, на предмет соответствия их размерам и размера корпуса. Если что — на плате их можно ещё пододвинуть поближе друг к другу, или подальше если это потребуется.

Установка гнезда питания в корпус:

Готовое устройство может быть оформлено так:

Вы можете услышать небольшой щелчок при включении педали на моём ролике(доступен для просмотра ниже), но я в этом виню только кнопку, так как подобную я использую впервые, до этого пользовался более дорогими «стандартными» 3PDT.

В виду того, что микросхема PT2399 выпускается разными производителями, возможна некорректная работа устройства. В случае, если не происходит образования самого эффекта задержки звука, рекомендуется спаять 3ю и 4ю ножки микросхемы PT2399.

Изготовление педали в формфакторе «мини»

Данное устройство можно уместить в корпусе Gainta G0123(так называемый «сникерс-сайз»). Для изготовления подобной миниатюрной педали, большинство используемых в схеме деталей будет SMD, однако это не касается микросхемы PT2399 и операционного усилителя TL072.

Печатная плата, разработанная пользователем austin316, выглядит следующим образом:

В готовом виде плата выглядит так:

Оформлена готовая педаль, может быть следующим образом:

Примеры звучания

На следующем видео-ролике Вы можете увидеть разные режимы работы устройства.

Список элементов

Резисторы(0,25Вт):

  • 1м — 1шт
  • 360К — 1шт
  • 180К — 1шт
  • 100К — 1шт
  • 22К — 1шт
  • 20К — 2шт
  • 12К — 1шт
  • 10К — 7шт
  • 5,1К — 1шт
  • 3,6К — 1шт (для светодиода)
  • 2,7К -1шт
  • 2К — 1шт
  • 1К — 2шт
  • 33 — 1шт

Переменные резисторы:

Конденсаторы:

  • 100мкФ*16В(электролит) — 1шт
  • 47мкФ*16В(электролит) — 3шт
  • 1мкФ — 4шт
  • 100нФ (0,1мкФ) -4шт
  • 47нФ (0,047мкФ) — 1шт
  • 22нФ (0,022мкФ) — 2шт
  • 15нФ (0,015мкФ) — 1шт
  • 10нФ (0,01мкФ) — 1шт
  • 4,7нФ (0,0047мкФ) — 1шт
  • 2,2нФ (0,0022мкФ) — 2шт
  • 100пФ — 1шт
  • 47пФ — 1шт

Диоды:

Микросхема стабилизатора

Микросхемы:

  • PT2399 — 1шт
  • TL072 — 1шт ( NE5532, JRC4558, NJM4558)

Остальное:

  • Кнопка 3PDT — 1шт
  • Панель под микросхему 8 pin — 1шт
  • Панель под микросхему 16 pin — 1шт
  • Гнезда jack 6,3мм для печатного монтажа — 2шт
  • Ручки для переменных резисторов — 3шт
  • Гнездо питания круглое пласт. 5,5×2,1 мм внутреннее (крепление на корпус) — 1шт
  • CWF- 2 вилка на плату 2.50мм прям. закр. — 1шт (для питания)
  • CHU-2 розетка каб.с конт. 2.50мм — 1шт (для питания)
  • Светодиод — 1шт
  • Держатель для светодиода — 1шт (в случае установки его как это сделано у меня)

Всем удачной сборки и интересных звуков!

Источник: https://guitar-gear.ru/2016/deep-blie-delay/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.