Легкий трехколесный каракат

Что такое каракат

Легкий трехколесный каракат

Вот вроде и бывают еще теплые деньки, и багряная осень в Сибири не совсем сдала свои позиции, а пахнет уже в воздухе близкой зимой. А раз так, то настала пора готовиться к новому сезону. Точить крючки, собирать уловистые снасти и готовить транспорт.

Вместо предисловия

«Сень, смотри, а это — что за чудо?!» По льду, оставляя за собой шлейф сизоватого дыма выхлопных газов, бодро катила этакая нелепица на гипертрофированных дутых шинах.

С трудом, но все же можно было рассмотреть, что донором для ее создания послужил старенький «Урал».

Тот самый — с двухуровневой седушкой, на передней из которых гордо и невозмутимо восседал некрупный мужичонка возрастом за 50 лет.

Все так же, с каменным выражением лица, но явной смешинкой в глазах, всадник остановился неподалеку, отстегнул клапан прикрепленного к задней раме короба, достал рыболовный ящик и, немало не задумываясь, забурился прямо у заднего колеса чудо-агрегата. Понятно, что на время все, кто находился в зоне видимости «железного коня», позабыли о кивках и блеснах, мотыле и живцах, собравшись вокруг обладателя оригинальной техники.

Его звали Семенычем, и он отличался колоритной внешностью, которую венчали шапка ушанка да местами драный и замасленный потасканный армейский бушлат. Однако мужичок с важностью директора Государственного Эрмитажа проводил экскурсию по узлам и агрегатам своего тарантаса.

Семеныч рассказал, что за основу действительно взял «Урал» с самодельными колесами. Вместо дисков использовались дюралевые тазики, с боем отбитые у жены, а «резиной» послужили камеры от тракторного прицепа. Вилки пришлось продумывать самостоятельно.

Работа заняла около года. «Зато уже в пятый раз в этом сезоне катаюсь, — поведал Семеныч. — По воде тоже может. По осени пробовал…».

В общем, так в далеком уже 1986-м году состоялось мое знакомство с одним из первых представителей, как позже оказалось, семейства каракатов.

Что не купим, то придумаем!

Ох и силен в россиянах дух изобретательства! Ну вот не было на закате СССРовской эпохи достаточного количества техники, что удовлетворяла бы запросы рыбаков-любителей да охотников. Снегоходов продавали мало, да и стоили они…

не каждому по карману.

А посему взялись Кулибины в разных регионах за сочинительство агрегатов, что и проходимостью бы завидной обладали, и аппетитом скромным, и обошлись семейному бюджету в сумму, что способна стерпеть дражайшая вторая половинка.

И название-то «каракат» не сразу появилось — прижилось. На Севере самоделки «тундрошлепами» да «шишкотрясами» именовали. В центральной полосе — «тарантасами» да «чудо-юдами». Ну а потом как-то прижилось общее название. Быть может, Интернет помог, что дал возможность мужикам в сети мнениями да решениями особо заковыристых вопросов обмениваться.

Итак, чем же хорош каракат? Да уже хотя бы тем, что сработать его на основе практически любого движка можно и в домашних условиях. Были бы желание, место, доступ к материалам и чуть-чуть технических навыков.

Обходится он, как уже было сказано ранее, куда дешевле фабричных агрегатов, способных с ним сравниться по проходимости, а по надежности, пожалуй, и не уступает. Опять же… ремонтопригодность повыше будет.

Еще одно несомненное преимущество — всесезонность. Вот снегоход, как только земля очистится, приходится на прикол ставить. А каракат и по распутице бодро шлепает, и даже летом вполне способен выручить. Главное — надолго на солнце не оставлять. Резина камер не очень любит его прямые лучи.

Даже Гостехнадзор многие каракаты полноправным техническим средством признал. Нужно теперь свои самоделки регистрировать да удостоверением тракториста обзавестись, чтобы с автоинспекторами неприятностей избежать.

Из чего же, из чего же, из чего же?.

Каракат можно собрать почти из всего, что под руку подвернется. И это действительно так!

Донор — мотоцикл

Самый часто встречающийся в России образец имеет в своей основе мотоцикл. Опять же любой. И мопед подойдет. И даже мотороллер. И самый простой вариант на основе мотоцикла — трехколесный каракат.

Такой и устойчивостью будет необходимой обладать, и переделок потребует сравнительно небольших. Фактически главное и самое трудоемкое в решении — установить задний мост с дифференциалом. Ну и, конечно, продумать систему надежного крепления колес.

Передняя вилка также подвергнется переделке.

Понятно, что у мотоцикла, как у высокоскоростного транспорта, ведущее колесо имеет достаточно большое количество оборотов. Для караката это совершенно лишнее.

Уменьшить данный показатель можно, установив на задней оси ведомую звездочку большего диаметра со значительным количеством зубцов. Как вариант — подобрать подходящую на ближайшем сельском механическом дворе.

Там же можно договориться о приобретении более мощных цепей и подшипников.

Колеса — камеры от крупной техники. За счет них давление на грунт сводится к минимуму, а это — залог успешной езды что по снегу, что по грязи. И даже по воде. К ободам дисков камеры крепятся при помощи широких ремней, а иногда — цепей. Этот способ крепления заодно служит и своеобразными грунтозацепами.

Сами камеры требуют достаточно нежного обращения, что не всегда возможно при езде по пересеченной местности. Потому приходится заботиться об уплотнении внешней поверхности.

Делается это с помощью таких же камер, распущенных по внутреннему шву и выкладываемых в несколько слоев поверх основной камеры.

Рабочих характеристик колеса это не нарушает, зато какая-никакая, а защита от проколов и порезов появляется.

Существует несколько модификаций караката на основе мотоцикла. Первый и самый распространенный мы только что описали.

Встречаются также каракаты, где задние колеса — дутыши, а вот переднее заменяется широкой управляемой лыжей. По снегу и льду такой агрегат хорош.

Но есть серьезный минус: как и снегоход, каракат с лыжей сезонен. Его придется ставить на прикол, как только земля освободится от снежного покрова.

На основе все тех же мотоциклов нередко делают и четырехколесные машины. Времени, усилий и мастерства такое усовершенствование потребует несколько больших, но и сам каракат получается еще удобнее.

Многие самодельщики ставят на подобную технику ГУР, чтобы управлять было еще проще и, более того, делают оба моста ведущими, что намного повышает проходимость. В том числе и при езде по воде.

Донор — мотоблок

Универсальность такого агрегата многим способна прийтись по душе. С весны по осень он — собственно мотоблок, зато зимой — первый помощник на рыбалке.

Чтобы при движении по уже накатанным дорогам не возникало проблем, колеса можно разнести с помощью автомобильных полуосей. Особое внимание — дискам.

Если есть доступ к сельхозтехнике, можно позаимствовать что-нибудь подходящее. Нет — сочинять самим. Главное — диски не должны быть излишне тяжелыми.

Те же самые дюралевые тазы себя совсем неплохо зарекомендовали. Крепление и «шубы» — как и на мотоциклетных колесах.

Но… у мотоблока, как известно, есть возможность присоединения всего двух колес. Чтобы превратить его в транспортное средство, требуется тележка–прицеп. По тому же принципу действуем и при создании караката.

Крепление уже имеется, а потому, чтобы не уродовать стандартную тележку, собираем новую. Благо купить достаточно тонкий и прочный уголок — не проблема. Вариантов решения опять же два — поставить прицеп на два таких же колеса или на широкие лыжи. Оба способа имеют право на существование, но во втором случае время использования караката будет ограничено наличием снега.

Преимущество такого транспорта — в малом потреблении горючего и достаточно приличной скорости (по хорошей поверхности — 25-30 км/ч). Передний привод делает его достаточно проходимым, а сравнительно небольшой вес позволяет двоим рыбакам вытолкать каракат, если тот застрянет.

Солидная емкость прицепа даст возможность легко разместить пару буров, пару ящиков, еще и место для третьего пассажира останется, если возникнет нужда захватить с собой еще одного рыболова. Дополнительный плюс — такой самодельный каракат в регистрации не нуждается.

Донор — автомобиль

Да-да! И такие есть! Причем у автомобиля можно взять только часть деталей, например двигатель, коробку передач и мосты. В этом случае рама собирается самостоятельно. Делается, как правило, ломающейся, чтобы повысить маневренность. С этой же целью ставится и рулевое колесо большего радиуса.

Пневматические колеса должны быть с усиленными дисками — как самодельными, так и покупными. Они предназначаются для специальной техники, эксплуатируемой на грунтах со слабой несущей способностью. Такие диски уже производятся на территории России, особенно в северных ее регионах. Более серьезная техника рассчитана и на большее количество пассажиров.

Минус, пожалуй, всего один. Как и в предыдущих вариантах, крытой кабины на каракате с переломной рамой не предусмотришь. А значит, придется ограничиваться только защищающим от ветра лобовым стеклом.

Слабое утешение для транспорта, способного разогнаться до 60 км/ч. Зато тяга внушает уважение. При необходимости такой каракат легко утащит за собой сани, немногим уступающие по весу самому транспорту.

Каромобиль

Можно также взять инвалидную мотоколяску и снять с нее все лишнее, оставив ходовую часть неприкосновенной. А затем нарастить рессоры, оторвав вал от «брюшка» авто, разнести оси в стороны, а салон «сочинить» из фанеры, а лучше — стеклоткани, пропитанной эпоксидкой. В результате получится настоящий каромобиль.

На колесах подробнее останавливаться не будем, равно как и на управлении. Фактически последнее мало чем будет отличаться от того, что было у донора. Что же касается корпуса, то здесь полет фантазии не ограничен. С использованием фанеры можно хоть Ленинский броневичок построить, а можно и что посимпатичнее. В Интернете не раз появлялась информация о подобных аппаратах.

Если речь идет о стекловолокне и эпоксидке, то придется сначала сделать лекала, а уже по ним лепить фрагменты кузова. И достаточно прочно получается, и надежно, и красиво. Как-то довелось пообщаться с владельцем подобного авто. Очень легкий каракат. Его спокойно, что с кормы, что с носа, мог приподнять и один человек, зато в салоне водителю и пассажиру достаточно тепло и уютно.

Багажный отсек позволял разместить все, что нужно для рыбалки и улов. А при случае каракат легко становился еще и защитой от ветра, если лунки насверлить с подветренной стороны. В особой ситуации каромобиль вполне бодро тянул и серьезный прицеп, и забарахлившего сотоварища. Благо о фаркопе создатель позаботился.

Ну а можно, не желая беспокоиться по поводу кузова, оставить его прежним и «колдовать» только над шасси, приспособив оси под пневматику.

«Пиломобиль»

Казалось бы, что уже все возможные варианты перечислили. Но… нет! На днях общался с другом, так тот каракат собирает на основе старой доброй бензопилы «Дружба», доставшейся от отца по наследству. Для дачи куплены более современные и экономичные электропомощники, а «старушка» доживала век под верстаком в гараже.

Так вот, основные работы уже завершены, и легкий каракат с двумя задними ведущими колесами и передней лыжей был даже опробован. Вы спросите: как? Собственно, и меня этот вопрос более чем заинтересовал. А ответ убил своей логикой и простотой.

Ромка нацепил на лыжу пару советских роликовых коньков и носился по аллее, распугивая соседей. Точнее не совсем мчался, а ехал со скоростью 7-10 километров в час. С другой стороны, в разобранном состоянии каракат спокойно помещается на верхнем багажнике его «Нивы». А сам процесс сборки, по словам Ромки, занимает минут 15 вместе с накачиванием колес насосом от прикуривателя.

Добравшись до водоема, просто пересаживаешься на «пиломобиль», как его окрестил сам автор, и вперед! С ветерком, и не особо напрягаясь. Изобретатель еще и шлейку придумал, говорит: специально для меня. Подъемная сила у транспорта не особо велика, а вот, пристроив бур в специальных петлях за седушкой, можно встать на лыжи и просто катиться за каракатом.

А Ромка вновь в поиске решений. У него в гараже еще и старенький «Ветерок» завалялся. Движок лодочный, если кто не помнит, на 8 лошадиных сил.

И собирается мой друг из него каракатицу сделать с большим ведущим передним колесом и двумя лыжами под седушку и короб. Предлагает выступить спонсором закупки материалов. В общем, есть вариант, что и на шлейке таскаться не придется.

Доживем до зимы — увидим, что у Кулибина местного разлива выйдет и получится ли вообще.

Арсений Фавстрицкий, г. Казань 

Источник: http://www.oir.su/anons/13-11-2013-chto-takoe-karakat

Как сделать каракат из мотоблока своими руками

Легкий трехколесный каракат

Сегодня интернет заполнен множеством проектов вызывающих неподдельный интерес: как сделать самодельный вездеход, или как сделать каракат из мотоблока, мотоцикла. Впервые увидев такую машину, невольно засомневаешься, хороши ли ее ходовые качества, так как со стороны покажется, что каракат — это громоздкая и неуклюжая машина. В действительности же все выглядит по-другому.

На болотах, в грязи и на руслах рек такие вездеходы бывают просто незаменимыми, поскольку имеют достаточную плавучесть и могут легко преодолевать небольшие водяные преграды.

Как сделать каракат из мотоблока

Обычно каракат из мотоблока эксплуатируется на скорости менее 70 км/ч, что вполне приемлемо для плохих дорог, не говоря уже о полном их отсутствии.

За счет крепкой подвески, сваренной из стальных труб, соединенных шарнирами, каракат выдерживает существенные нагрузки. Управление рулем такого вездеходане сложное, поскольку в основе его простая конструкция на базе обычной червячной передачи.

Даже мощный каракат на базе Урала характеризуется неплохими эксплуатационными качествами, не считая легкости обслуживания и доступности запчастей в отличие от заводских вездеходов.

Легкий каракат

Легкий каракат, снабженный огромными колесами, легко проходит сложное бездорожье, находя себе дорогу там, где другие транспортные средства просто не пройдут. С точки зрения их конструкции у таких каракатов-самоделок нет сложной технической основы и они просты в изготовлении, что обусловило их широкую популярность среди большинства домашних умельцев.

Секрет простоты такого подхода к изготовлению заключен в изначальной идее –максимально применяя готовые агрегаты собрать вездеход из деталей и узлов грузовиков и легковушек, мотоциклов, мопедов, что открывает широкое поле приложения творческой энергии и умений конструкторов самодельных каракатов. Известны проекты и каракатов из мотоблоков, относящихся к среднему или тяжелому классу.

Делаем каракат из мотоблока своими руками

Итак, как же сделать каракат из мотоблока своими руками и тем самым создать для себя надежного и незаменимого помощника не только для собственного хозяйства, но и для поездок на рыбалку и на охоту?

Всоздании такого караката из мотоблокаможно выделить нижеописанныеосновные этапы:

Выбор рамы для караката

Каракат из мотоблока, естественно, требует от конструктора-умельца иметь сам мотоблок, относящийся,желательно, к тяжелому или среднему классу.

По сути, каракат является ничем иным, как самодельным вездеходом, установленным на четыре или на три колеса ( зависит от конструктивной схемы), с колесами, «обутыми» в шины низкого давления, приводящимся в движение двигателем внутреннего сгорания.

Чтобы каракат из мотоблока не обманул Ваших ожиданий и стал незаменимым транспортом для продолжительных поездок на охоту или рыбалку по сложному бездорожью, необходимо ясно представить себе все этапы его изготовления.

Для начала следует определиться с рамой. В принципе, многими конструкторами самодельных каракатов брались рамы от мотоциклов “ИЖ”, или же даже от УРАЛА, что определяется финансовыми возможностями участника (ков) процесса изготовления караката, а также тем, что имеется под рукой.

Каракат из ИЖа обладает хорошими маневренными свойствами, что предопределяет его основное использование при передвижении через лес, а также при преодолении пересеченной местности с большими перепадами высот, склонами и оврагами.

Изготовление своими руками подвески

На следующем этапе изготовления караката из мотоблока требуется выполнить подвеску и задний мост.

Подвеску нужно будет сделать своими руками, так как подвеска караката предполагает сварную конструкцию из двух частей, соединенных посредством шарнирного крепежа.

В конструкции подвески караката лонжероны сопрягаются между собой посредством рулевой втулки, подкоса и спец стойки, в результате чего формируется независимая задняя и передняя подвески.

При установке как лонжеронов, так и втулки руляи спецстойки нужно добиваться именно независимости подвески, так как именно независимая подвескаимеет особую важность для всех типов каракатов-самоделок, поскольку она обеспечивает каракату проходимостьгусеничного вездехода наряду с маневренностью и мягкостьюхода, особенно при преодолении пересеченной местности.

Монтаж на самодельный каракат колес

Колеса будущего караката представляют собой важнейшую и наиболее дорогую его часть. Их можно или приобрести, или же сделать своими руками.

Важно отметить, что все известные самодельно изготовленные конструкции этих вездеходов, включая даже каракат из мотороллера «Муравей», оснащаются не собственно колесами, а только камерами и покрышками колес грузовых автомобилей (КамАЗов, Уралов, а также от их прицепов, включая большойК-700).

Именно за счет таких колес и обеспечивается легкость рулевого управления и преодоления неровностей местности, что в конечном итоге обеспечивает безопасность езды на таком вездеходе-каракате.

Значительный объем камер придает каракату с такими колесами хорошую плавучесть, что является полезным дополнением к его хорошей проходимости.

Иногда каракаты оснащаются простыми камерами, прикрепленными к подвеске через колесные диски и металлические ленты, которые охватывают снаружи камеру колеса и крепятся к дискам.

Установка двигателя и дополняющих его систем передачи крутящего момента на ведущие колеса. После установки на раму караката подвески с колесами можно приступить к монтажу двигателя, а также всех других дополняющих его систем – сцепления, тормозной системы и системы вывода продуктов сгоревшего топлива.

По завершении этого требуется всесторонне испытать каракат, и только после успешного завершения испытаний его можно полноценно эксплуатировать.От того, какой мотоблок (большой или средней мощности) имеется в распоряжении домашнего конструктора караката, таковой будет и его мощность.

Каракат из мотоблока чертежи и видео

Источник: http://motoblok-kultivator.com/kak-sdelat-karakat-iz-motobloka-svoimi-rukami/

Как сделать каракат самоделку из мотоблока своими руками: видео, чертежи

Легкий трехколесный каракат

Тема самодельных транспортных средств сегодня особенно популярна. Многие «народные умельцы» стараются сделать каракат из стандартных средств передвижения, специальной техники. Как можно изготовить бюджетный каракат, используя для этого мотоблок (подойдет даже самая простая Нева).

На первый взгляд возникают сомнения относительно качеств техники, ведь визуально это громоздкая и в то же самое время неудобная машина. По факту же, каракат из мотоблока, сделанный своими руками, показывает просто превосходные эксплуатационные характеристики и может запросто передвигаться в условиях тяжелого климата, сложного рельефа местности.

А если говорить про передвижение по болотам, различным устьям рек, в грязи, то подобный вездеход станет просто незаменимым решением для каждого человека.

Самодельный каракат из мотоблока своими руками

Классический вариант самоделки, когда из мотоблока изготавливается каракат, может передвигаться без проблем со скоростью ниже 70 километров в час, что является отличным показателем для ряда дорог с плохим покрытием. А если они отсутствуют, подобное средство передвижения будет просто необходимо.

Схема трехколесной переломки

Агрегат способен выдерживать значительные нагрузки, чему способствует довольно крепкая и надежная подвеска, сваренная из подготовленных стальных труб.

Конструкция соединяется шарнирами, что гарантирует ей легкость передвижения и выполнение даже самых необычных маневров.

Правда, управление данным агрегатом требует определенного мастерства, ведь исполнение не предусматривает наличия червячной передачи. Ниже представлен типичный чертеж самодельного караката.

Этапы разработки караката

Условно можно выделить следующие этапы, как собрать плавающий каракат:

  1. Создание рамы
  2. Изготовление подвески
  3. Создание и монтаж колес
  4. Установка двигателя и систем

Вам могут быть интересны самодельные пневмоходы или вездеходы из мотоблока.

Рама для караката

В первую очередь необходимо выбрать подходящую раму под установку на ней всего необходимого оборудования и агрегатов. Желательно, если это будет мотоблок, относящийся к среднему или даже тяжелому классу техники.

Фактически, даже самый «продвинутый» каракат, является не чем иным, как самодельным вездеходом, который принято устанавливать на раму с четырьмя (4х4) или даже тремя колесами (трехколесные). Выбор количества колес зависит исключительно от конструктивных особенностей предполагаемого транспортного средства, предварительно проработанной схемы.

Колеса обязательно должны быть «обуты» в качественные шины низкого давления, приводится конструкция в действие установленным мощным ДВС.

Подвеска

Подвеска мотоблочного караката потребует особенного внимания и точности со стороны разработчика. На этом этапе помимо самой подвески мастеру будет необходимо изготовить и задний мост, что прорабатывается исключительно своими руками.

Пример чертежа заднего моста

Подвеска предусматривает специальную конструкцию, изготовленную из двух отдельных частей, соединенных вместе посредством шарниров. Лонжероны в этом случае должны сопрягаться между собой, для чего используется рулевая втулка. В конечном счете, можно формировать независимые переднюю и заднюю подвески.

Главное условие – добиваться исключительно высокой независимости подвески, т.к. именно этот показатель позволяет эксплуатировать вездеход в самых непредсказуемых местах, гарантируя безопасность конструкции.

Маневренность и проходимость должны стать первоочередными факторами, на которые стоит обратить внимание при изготовлении самодельной конструкции караката из мотоблока.

Колеса для караката своими руками

Колеса для караката, фактически, представляют собой самое дорогостоящее изделие, на которое предстоит затратить и много времени. Можно как приобрести готовые диски, так и попробовать сделать их собственными руками.

Стоит отметить, что практически все транспортные средства (каракаты), изготовленные как самоделки, оснащаются не непосредственно колесами, а покрышками и камерами низкого давления.

Специально для этих целей лучше всего выбирать изделия, устанавливаемые на таких грузовых автомобилях, как Урал, КамАЗ и другие.

Как вариант, можно использовать колеса от прицепов указанных машин –  если получится, можно приобрести покрышки и камеру от модели К-700. Самое главное, на что стоит обратить внимание, колеса должны быть достаточно большими, что позволит в дальнейшем легко передвигаться вне пределов дорог, легко покрывая значительные расстояния без риска перевернуться.

Двигатель и системы

Монтаж двигателя и других систем выполняется на последних этапах работы. Данные операции осуществляются, когда на раму транспортного средства устанавливается подвеска с подготовленными колесами.

Помимо двигателя монтируются системы сцепления, тормозные элементы, а также системы, отвечающие за вывод из механизмов продуктов сгоревшего топлива.

Когда двигатель установлен, в обязательном порядке потребуется провести полноценное испытание караката, тогда его можно и эксплуатировать.

Стоит отметить, что в зависимости от используемого в качестве исходного агрегата мотоблока, можно рассчитать и мощность транспортного средства.

Для сборки потребуется использовать стандартный комплект инструментов и технологического оборудования и подручные материалы.

Важно обеспечить максимально возможную безопасность водителя транспортного средства и исключить вероятность возникновения аварийных ситуаций.

Сконструированный своими руками каракат из мотоблока позволит без проблем передвигаться в условиях суровых погодных условий и прослужит длительный период времени без необходимости регулярного ремонта и дорогостоящего обслуживания.

Подборка видео

Каракат-вездеход на базе мотоблока Нева:

Источник: https://MoyMotoblok.ru/samodelki/samodelnyj-karakat-iz-motobloka-svoimi-rukami/

Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.