Авиамодельный кружок

Содержание

Чем авиамоделирование лучше LEGO?

Авиамодельный кружок

Несмотря на поголовное увлечение робототехникой и прочими инновациями, старые добрые кружки технического творчества, знакомые всем со времён ДОСААФ, никуда не исчезли. Авиамодельные — как раз из таких. Дети продолжают мечтать о небе, строить модели самолётов и соревноваться в искусстве пилотажа. Пусть и стоя на земле.

Зачем идти в авиамоделисты в эпоху «Лего» и смартфонов? Своим ответом на этот вопрос с нами поделился Максим Посыпай, преподаватель кружка авиамоделирования из Екатеринбурга.

Максим Посыпай

преподаватель кружка авиамоделирования, мастер авиамодельного спорта, Екатеринбург

Не хобби, а спорт

Начну с того, что научиться делать модели самолётов и даже на них «летать», в качестве приятного хобби, любой ребёнок может дома, с мамами и папами. Вся необходимая информация есть в интернете. Задача авиамодельных кружков в другом — воспитать спортсменов-авиамоделистов.

Авиамодельный спорт с 2014 года внесён во Всероссийский реестр видов спорта. (И он, кстати, первый в списке — потому что на букву «А».) Как в любом спорте, здесь присваиваются разряды, проводятся соревнования вплоть до чемпионата мира.

В авиамодельном спорте есть разные категории, в зависимости от моделей самолётов.

Основные — это свободнолетающие модели (пилот только запускает модель, и между ними нет никакой связи во время полёта), кордовые модели (они летают по кругу и управляются двумя тросиками малого диаметра — кордами) и радиоуправляемые.  

Члены общества Авиахим с моделями самолетов и планеров, 1926 год. Авиамодельные кружки в Советском союзе были «кузницей кадров» для большой авиации.

Если ребёнок занимается в кружке и активно участвует в соревнованиях, к концу школы он вполне может получить первый взрослый спортивный разряд или даже стать кандидатом в мастера спорта.

А такое достижение даёт дополнительные баллы при поступлении в профильные вузы, связанные с авиацией. Это вполне ощутимое различие между авиамоделизмом как спортом и как хобби.

Другое различие состоит в том, что в хобби нет соревновательного момента. Ну, сделал — полетело. А лучше ты летаешь, хуже, быстрее, медленнее, выше, красивее — неважно.

Авиамоделизм популярен по всему миру. Вот, например, страница из тематического американского журнала 1973 года с демонстрацией новой авиамодели.

Но именно соревновательный момент позволяет развивать инженерное мышление — то, что технические кружки и должны делать.

Простой пример: по правилам соревнования площадь крыла и вес кордовой модели ограничены. Мы не можем сделать модель легче 410 граммов, а площадь крыла должна быть не более 34 квадратный дециметров. И вот придумай, как соблюсти эти условия и добиться, чтобы лётные качества были лучше, чем у конкурентов. Ко второму году обучения в кружке дети уже способны решать подобные инженерные задачи.

На этой модели «летал» экипаж чемпионов Европы и СССР (в соревнованиях по кордовым моделям в экипаже два человека — пилот и механик)

Другой пример: в нашем спорте, как в «Формуле-1», скорости постоянно повышаются, и из соображений безопасности вводятся новые технические требования, которые должны скорость снизить. В 90-х годах на кордовых гоночных моделях были корды диаметром 0,3 миллиметра, сейчас норма — 0,4 миллиметра. Кажется — ерунда, но скорость «съедается». Первое время — это проблема, а спустя год, полтора, два находятся способы компенсирования, чтобы даже с такими техническими условиями самолёт летел быстрее.

Ограничения, которые есть на соревнованиях, приводят к появлению интересных инженерных решений.

Соревновательный момент вообще очень важен для подростков, он позволяет доказать всем и самому себе, что ты в чём-то лучший, что ты что-то можешь.

Нитки и техническое творчество

Ко мне ребята приходят с 11 лет, потому что им нужно знать кое-что из математики и обладать достаточно развитой моторикой, чтобы работать с материалами. У меня есть свой контрольный вопрос для входа в кружок: делится ли 491 на 2? Если ребёнок отвечает, что нет, математику следует подтянуть.

Как и в любом кружке, мы идём от простого к сложному. Самую первую модель они делают из бумаги по моим чертежам за 40 минут. Для меня здесь главное, чтобы ребёнок увидел: он сделал своими руками самолёт — и самолёт полетел.

Следующая модель — модель-схема «летающее крыло» из обыкновенной потолочной плитки. Чем хорош этот самолёт: его можно сложить пополам и на улице, растянув резинку, запустить вверх — он раскроется и полетит сам.

Затем мы делаем метательный планер (ребята начинают работать с деревом) и проводим первые городские соревнования — дети учатся его правильно запускать.

А дальше мы приступаем к схематической модели самолёта, которая в моём кружке является переломной.

Если предыдущие делались за один-два урока, то с этим самолётом кто-то справится за месяц, а кто-то за полгода. Всё потому, что здесь добавляется новая операция — сматывание нитками. Две детали берутся и плотненько-плотненько сматываются нитками, а нитки потом промазываются клеем. Работа несложная, но очень кропотливая.

Эта операция будет присутствовать потом на всех последующих моделях, да и при внезапных поломках на соревнованиях без неё не обойтись, чтобы быстро что-то отремонтировать — в общем, мы на этапе освоения крайне полезного навыка. И вот тут-то у детей начинаются проблемы — им не хватает усидчивости, они не любят такую работу.

Не выдержав «испытания нитками», многие бросают кружок. У меня есть отдельный шкаф, в котором лежат их недоделанные конструкции. Зато если уж ребёнок после этой модели остался — почти гарантировано, что он здесь приживётся.

Кто-то на этой модели бросает кружок, а кто-то с неё начинает свой путь к большим соревнованиям.

После этого я предлагаю ребятам выбрать, какими моделями они будут дальше заниматься — свободнолетающими, кордовыми или радиоуправляемыми.

Кстати, чем авиамодельный спорт хорош — здесь каждый может найти свою нишу.

Все дети разные: кто-то из них конструктор, кто-то пилот, кто-то спортсмен.

Я как тренер всегда смотрю на темперамент ребёнка и понимаю: если он флегматик — то ему нечего делать в воздушном бою, если он спокойный и сдачи никогда не даст — я не поставлю его участвовать в гонке. Но есть пилотажные модели — и там нужно как раз быть абсолютно спокойным.

О чувстве материала

Я сам — выходец из авиамодельного кружка, сейчас являюсь членом сборной Свердловской области по кордовым гоночным моделям. И я помню, почему пришёл в этот кружок: мне хотелось самому делать себе самолёты, чтобы играть.

У современных детей слишком много игрушек и гаджетов, чтобы у них появилось подобное желание. Мало того, сейчас компьютерные программы позволяют создать не только виртуальную модель самолёта, но и смоделировать среду (задать параметры ветра и так далее), и прямо на компьютере проверить, как эта модель в данной среде себя ведёт. И лобзиком работать не надо, и на самолёте полетал.

Но я уверен: только физическая модель, сделанная своими руками, может быть шагом к инженерии. Потому что именно так приходит понимание, как работают с материалами.

Ребёнок должен понимать, как из какого-то бревна в конце концов получается действующая летающая модель.

Конструктор «Лего» тоже такого опыта не даёт. Во-первых, на кубиках невозможно изучать такие вещи, как прочность и жёсткость конструкций, невозможно учиться работать с чертежами. Во-вторых, любая модель «Лего» собирается за одно-два занятия. Да, ты можешь ещё писать программу, но физически модель будет готова — и это обманчивая лёгкость, далёкая от работы в реальных условиях.

Для детей, растущих со смартфоном в руках, технический кружок становится чуть ли не единственным местом, где можно научиться пользоваться молотком.

Школа этому не учит

Я считаю, что любой технический кружок — это практическое применение теоретических знаний, данных в обычной школе. Не раз наблюдал, как именно здесь, создавая модели, ребята делали открытие: если трапецию «повернуть на бок» — она остаётся трапецией. Или что разделить пополам 491 рубль и 491 миллиметр — это одна и та же математическая операция.

Школа не учит договариваться и работать в команде. У нас командная работа появляется на соревнованиях. Тут без команды никак, и каждый должен выполнять какие-то функции.

Конечно, дети все до единого хотят быть пилотами, и есть такие непопулярные, «черновые» профессии — например, механик в гоночных моделях. Я вот именно механик, и мне чуть-чуть обидно, что к моей «профессии» так относятся. Но это до первых выездных соревнований.

Там они видят, что и в других городах дети занимаются такой «черновой» работой, и результат команды зависит от каждого, и им это начинает нравиться.

А ещё у меня, например, принципиальная позиция: инструментов в классе ограниченное количество. Если хочешь что-то сделать — будь любезен договариваться. Например, есть 5 рубанков, на занятие приходит 15 человек. Если они не умеют договариваться, рубанков им точно не хватит.

Авиамоделизм и время

Что мы делали в 1988 году, когда я пришёл в кружок в четвёртом классе, и что мы делаем сейчас — сами модели совершенно не изменились. Изменился технологический подход.

Сейчас для черчения используется компьютер, программа «Компас», для изготовления деталей — фрезерные станки с ЧПУ, станки лазерной резки, 3D-принтеры.

Современному ребёнку гораздо интереснее делать модель с использованием его любимого гаджета, чем просто орудовать лобзиком.  

Несмотря на это, первые модели всё равно делаются вручную, чтобы освоить инструмент. И нитками придётся научиться сматывать — без этого никуда.

Так выглядит полёт кордовой модели самолёта, если на неё установить камеру GoPro (ВНИМАНИЕ! Сделайте звук потише)

Не думаю, что авиамоделизм в обозримом будущем ждёт упадок: наоборот, люди рвутся в воздух, хотят летать, хотят смотреть с высоты птичьего полёта. Взять развитие тех же дронов.

Знаю выходцев из авиамодельных кружков, которые потом успешно занимались аэрофотосъёмкой с беспилотных аппаратов.

 Авиамодельный спорт тоже не исчезнет, потому что, слышал такую хорошую фразу, инженер рождается там, где есть ограничения. 

Я вовсе не стремлюсь, чтобы ребята из кружка обязательно шли в авиацию. Но если они найдут себя в технических специальностях (а по наблюдениям, именно так и происходит), буду очень рад.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/parenting/small-planes-for-education

Авиамодельный спорт в Москве и Подмосковье

Авиамодельный кружок
12–18 лет
г Москва, ул Александра Невского, д 4
Московский клуб авиации и космонавтики (МКАиК)
Будет сформировано и опубликовано.

бесплатно

Эксплуатация беспилотных авиационных систем
#Авиамодельный спорт Объявляется набор на курсы “Эксплуатация беспилотных авиационных систе …

Прием: идет

14–18 лет
г Москва, ул Пресненский Вал, д 15 стр 1
ГБПОУ Московский колледж бизнес-технологий
3 раза в неделю по 4 ак. час. с 18.30 с пн по сб.

25000 руб.
за курс, 1 мес.

Здоровье
#Авиамодельный спорт Объединяет спортивно-оздоровительные клубы по интересам среди жителей …

Прием: не идет

7–18 лет
Москва, Капотня, Капотня, 2-й квартал, д. 20
ГБУК г. Москвы “Дворец культуры “Капотня”
пн., вт., ср., чт., пт., сб., вс. вечер;

500 руб.

Лыжная секция
#Авиамодельный спорт Обучение катанию на лыжах ( освоение разных стилей катания) На бесп …

Прием: не идет

7–18 лет
Москва, Новофедоровское, п.Новофедоровское, дер.Яковлевское, д. 1
ГБУК “ДКИС “ЯКОВЛЕВСКОЕ”
пн., вт., ср., чт., пт., сб., вс. день;

бесплатно

Спортариум
#Авиамодельный спорт В студии дети занимаются спортом через игровые элементы. Программа сту …

Прием: идет

7–16 лет
Москва, Внуково, Большая Внуковская ул., д. 6
ГБУК Г. МОСКВЫ “КЦ “ВНУКОВО”
сб. 16:00 – 18:00;пн., ср. 17:00 – 19:00;

бесплатно

Спортивно – игровая студия “СПОРТариум”
#Авиамодельный спорт В студии дети занимаются спортом через игровые элементы. Программа сту …

Прием: идет

5–16 лет
Москва, Внуковское, п.Внуковское, пос.Минвнешторга, ул.Ленина, д. 23
ГБУК г. Москвы “ДК “Внуково” Филиал №1 Внуково
вт., чт. 17:00 – 19:00;

бесплатно

Авиамоделирование
#Авиамодельный спорт Развитие у подростков устойчивого интереса к науке и технике, формиров …

Прием: идет

8–16 лет
Москва, Гольяново, Байкальская ул., д. 28, корп. 3
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр дополнительного образования детей “Гольяново”
пн., вт., ср., чт., пт. день;

бесплатно

Кружок “Лыжи – биатлон”
#Авиамодельный спорт Лыжные гонки, биатлон, общая физическая подготовка Занятия проводятся …

Прием: идет

9–16 лет
Москва, Братеево, Братеевская ул., д. 16, корп. 2
ГБУК г. Москвы “ДК “Братеево”
пн., вт., ср., чт., пт. день;сб., вс. утро;

бесплатно

спортивная секция “Таэкван-до”
#Авиамодельный спорт Физическая подготовка детей, развивается координация движений, собранн …

Прием: идет

5–18 лет
Москва, Москворечье-Сабурово, Кантемировская ул., д. 4, корп. 2
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы “Дом культуры “Загорье” Филиал
вт., чт., пт. 18:00 – 21:00;

3000 руб.

Авиамоделирование
#Авиамодельный спорт Авиамоделирование

Прием: идет

7–16 лет
Москва, Москворечье-Сабурово, ул. Борисовские Пруды, д. 11, корп. 1
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы “Школа № 2017”
пн. вечер;

83 руб.

Авиамоделирование… Красивое слово, ассоциирующееся с небесами, полетом, свободой, юностью, фантазией! Культовое занятие советских школьников 1920–1930-х годов не теряет своей популярности и сейчас.

Какой мальчик не хочет смастерить своими руками самолет, аэроплан, вертолет — да так, чтобы его модель смогла взмыть ввысь! Но нужно быть готовыми к тому, что от первых шагов в области авиамодельного спорта до волнующего момента первого запуска может пройти немало времени. Почему?

Как правило, сначала необходимо познакомиться с основами конструирования и моделирования, то есть с теорией, пренебречь которой ни в коем случае нельзя.

Нужно также научиться работать с материалами, необходимыми для создания модели, изучить их свойства и особенности. Не обойтись и без изучения двигателей, чтобы понять принцип их действия. Потом можно приступать к разработке собственного летательного устройства.

Многие ребята, создавшие их, участвуют в различных соревнованиях городского, областного и всероссийского масштаба.

Научиться всем тонкостям авиамодельного спорта под руководством опытных педагогов можно в городских кружках, дворцах и домах творчества, мастерских.

Ребята, освоившие авиадело, успешнее занимаются в школе математикой, физикой, черчением, развивают в себе внимательность, ответственность, творческие способности, создают прекрасный задел для поступления в специализированные училища, колледжи и вузы.

Источник: https://posleurokov.ru/moscow/aeromodelling

Авиамодельный спорт в Москве

Авиамодельный кружок

Авиамодельный спорт – постройка летающих моделей и соревнования с ними – увлекательный технический спорт, широко распространенный во всем мире. Обучение начинается с 7-8 лет.

Список спортивных организаций (в т.ч. секций, спортшкол, клубов) из рубрики Авиамодельный спорт в Москве отображен по всем возрастным группам, содержит информацию о занятиях и обучении, описание, контакты (адрес и телефон), отзывы посетителей.

Сортировка: По алфавиту Дата Просмотры    По возрастанию | По убыванию

ГБОУ Станция юных техников “Солнцево”

Станция юных техников “Солнцево” на бюджетной основе ведет занятия по трем направлениям: – Научно-техническое; – Спортивно-техническое; – Художественно-эстетическое. Работают уникальные направления по допризывной подготовке молодежи: а) парашютная подготовка для подростков с 14 лет (практические занятия проходят на аэродроме Ватулино МО); б) мультимедийный тир для подростков с 12 лет, секция авиамоделирования.Авиамодельный спорт Москва, ул. Волынская, д. 8, корп. 2 на карте Юго-Западная ЗАО +7 (495) 435-32-04, +7(495) 435-85-45

Авиамодельный клуб «Вояж»

Авиамодельный спортАвиамодельный спорт Москва, пр. Стратонавтов, дом 5 на карте Тушинская СЗАО 8 (499) 490-48-62

Росто

Московский городской авиамодельный клубАвиамодельный спорт Москва, Новопесчаная ул., 23/7 на карте Сокол САО (499) 943-51-91

Дворец пионеров и школьников им. А.П. Гайдара (бассейн)

Авиамоделирование для детей. Плавание для детей и взрослых. Аэробика, аквааэробика для взрослых.Авиамодельный спорт для детей 9-10 лет , подростков 11-12, 13-14, 15-16, 17-18 лет Москва, ул. Шкулёва д. 2 на карте Волжская ЮВАО/р-н Кузьминки (499) 179-65-11, (499) 179-16-68

МБУ “СЦ “Космос”

Обучение боевым искусствам (самбо, кудо, айкидо, тайский бокс), теннису, футболу, хоккею, волейболу, баскетболу, танцам и другим видам спорта. Используются школьные залы, собственные помещения и плоскостные сооружения района.Авиамодельный спорт для детей 9-10 лет , подростков 11-12, 13-14, 15-16, 17-18 лет , взрослых Москва, Ленинский пр-т, д.64/2 на карте Академическая, Университет, Профсоюзная ЮЗАО/Гагаринский р-н +7 (499) 271-70-47

Клуб детско-юношеского технического творчества «Пилот»

Многопрофильное учреждение детского дополнительного образования. Занятия авто и авиамоделированием, аэробикой, шахматами, историческим фехтованием и фитнесом.Авиамодельный спорт для детей 5-6, 7-8, 9-10 лет , подростков 11-12, 13-14, 15-16, 17-18 лет Москва, Алтуфьевское шоссе, 102Б на карте Алтуфьево СВАО/р-н Бибирево +7-916-675-01-23

Европейский Гимнастический Центр Гимнастика для детей от 1 года и взрослых. В разных районах Москвы. Запись на бесплатное пробное занятие + рекомендации по развитию на сайте www.europegym.ru и по тел. +7 (495) 648-88-08 Детский Баскетбольный Клуб Баскетбол для детей любого возраста и уровня подготовки. Бесплатная первая тренировка. Участие в турнирах. Занятия проходят в 34 центрах в разных районах Москвы.
+7 (495) 175-45-50 www.s-basket.ru Туроператор «Новый Сезон» Недорогие детские лагеря для спортивных и танцевальных сборов от 22900 руб. (21 дн.) на море и в Подмосковье. Любые виды спорта. Доставку организуем.
+7 (495) 915-05-00 www.newseason.ru Летний лагерь на море для спортивный сборов!
Отличные профессиональные площадки: баскетбол, волейбол, единоборства, танцы, плавание. Анимация. Удобства в номере.
+7 (495) 974-02-25 aquauna.ru Школа плавания SwimRocket Групповые и индивидуальные занятия по плаванию для взрослых и детей. Научим плавать с «нуля». Авторская методика обучения. Тренеры профессионалы.
+7 (499) 955-42-58 swimrocket.ru Центр гимнастики и прыжков на батуте “Акробат” Занятия для детей от 1,5 лет, взрослых и всей семьи с профессиональными тренерами. Выгодная и удобная система оплаты! Марьино – Воробьевы горы – Речной вокзал.
+7 (495) 255-16-12 akrobatclub.ru Батутно-акробатический центр
“I-JUMP” Занятия по прыжкам на батуте и акробатике для детей от 4 лет и взрослых. Детская развивающая гимнастика для детей от 2 лет. Профессиональные тренеры. Метро Юго-Западная.
+7 (495) 437-27-41 i-jump.ruВсе виды гимнастики, акробатика, воздушная гимнастика и стретчинг Набор в группы от 1,5 лет и взрослых по направлениям: спортивная, художественная, воздушная гимнастика, акробатика, стретчинг. Оборудованный зал, удобный график, лояльные цены, прекрасные тренеры.
+7 (906) 068-86-59 gymnasticsacademy.ru Детская школа балета и хореографии «Classic» Бесплатное пробное занятие! Здоровая осанка и растяжка! Более 20 школ по Москве рядом с домом. Набор в группы от 3-х лет! Мини-группы, профессиональные хореографы, удобные залы!
+7 (499) 322-82-71 baletclassic.ru Гимнастический батутный клуб OGO Занятия для детей от 1,5 лет и взрослых в центре Москвы. Просторный зал, опытные тренеры, бесплатная парковка.
+ 7 (495) 803-25-36 ogo-club.ru Сборы и отдых в лагерях для спортивных и танцевальных групп

СКИДКИ от 2000 руб. 

за путевку – до 06.03.19

СБОРЫ В ГЕЛЕНДЖИКЕ

плавание, футбол, баскетбол, волейбол, гимнастика, единоборства и танцы

+7 (495) 506-85-27 www.lintastour.ru

Источник: https://SportSchools.ru/gorod-Moscow/sport-Aeromodelling-sport

Родина подрезала крылья

Авиамодельный кружок

Нынешним летом вступили в силу поправки в Воздушный кодекс, согласно которым беспилотные летательные аппараты массой от 250 граммов до 30 килограммов должны быть поставлены на учет. К этой категории относятся не только дроны, причиняющие беспокойство высокопоставленным владельцам роскошных поместий, но и детские авиамодели.

Учетом беспилотников займется ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Как писали СМИ, предполагается, что владельцы летательных аппаратов должны будут приобрести за 200—300 рублей радиочастотную метку.

По некоторым оценкам, в России летает около 500 тысяч различных беспилотников, то есть регистрация вынет из кошельков граждан не менее 100 миллионов рублей.

Представители Федерации авиамодельного спорта называют радиочастотные метки «бессмысленными».

«Какова цель введения тяжеловесной процедуры с явно обозначенной коммерческой подоплекой, кроме как залезть в карман авиамоделистам и любителям летающих игрушек? Заставить мальчишек с авиамоделями платить за каждую покупку модели, которых за сезон требуется не один десяток, а потом заплатить за каждый ремонт и за утилизацию», — говорится в сообщении на сайте федерации.

Ручная работа

Клуб юных техников работает на первом этаже поселковой трехэтажки. Здесь можно было бы открыть музей 1970-х — вытертые дощатые полы, стены, до половины выкрашенные синей краской, висящие под потолком «схематички», похожие на птеродактилей. В мастерской тихо, как говорили советские учителя, «слышно, как лампочка гудит» (лампы здесь тоже аутентичные). Занятия начнутся в конце августа.

Преподаватель Сергей Ильини его «птица».  Матвей Фляжников

«С новичками начинаем вот с такой малюськи», — преподаватель Сергей Ильин снимает с крючка голубой самолетик величиной чуть больше ладони.

Второклассники (ребят помладше не принимают, потому что они «больше семи минут на месте не сидят») выпиливают крылья лобзиком из фанеры и ошкуривают по контуру.

Затем нужно выстругать рубанком хвостовую балку, приклеить стабилизатор, врезать киль, собрать крыло с пилоном и прикрепить на нос груз — кусок свинца. На это уходит два-три месяца. Модель опробуют в полете и, если ничего не надо переделывать, красят.

В распоряжении кружка одна банка эмали, поэтому все самолетики новичков одинакового цвета. «Знаете, как летают, можно на 200 метров запулить», — посмеивается Сергей Вадимович. Запускают такие модели при помощи дощечки с резинкой. Полеты проводят в соседней хоккейной коробке.

В кружок записаны 14 человек, «но если одновременно приходит хотя бы половина, занятие, считай, сорвано, будут обсуждать майнкрафт».

Здесь требуется ручная работа — не только с материалами, но и с людьми. Мастер знает, где учатся его мальчишки, в каком доме живут, кем работают их мамы и есть ли папа.

У многих непростые семейные обстоятельства, ведь клуб находится в рабочем поселке в пригороде Энгельса.

Токарный станок «кружковцев», 1956 года рождения, в подвале дома от коррозии присыпан стружкой.  Матвей Фляжников

На первом столе пришпилена бумажка с именем владельца — Гордей. Его мама работает воспитательницей в детском саду, радуется, что в поселке остался бесплатный детский клуб, ведь только проезд до города в одну сторону стоит 26 рублей. «Вчера приходил Кирилл. Парень с руками, но шалопутный — пропадал на два года, а теперь опять хочет заниматься.

Живет в общаге, мама работает на базаре за 12 тысяч рублей, папы меняются, но маму он очень любит». Надежда кружка — Никита, ему уже 16 лет, учится в индустриальном колледже, который шестьдесят лет назад окончил Юрий Гагарин. На дорогу от Приволжского до Саратова уходит два часа в один конец, поэтому на занятия в клуб Никита теперь ходит редко.

Спускаемся в подвал — еще глубже в историю. «Токарный станок 1956 года рождения, у него паспорт есть, — Ильин похлопывает зеленого мастодонта по прохладному боку. — На нем точим гильзы для моторчиков. Вот тот помоложе, но он почти мертвый. Это координатно-расточной станок, фирма «Хакерт», роскошная вещь, жаль, встроенный микроскоп сломался.

Мальчишки работают на шкурильном станке, правда, он уже плоховат, и на шлифовальном». Сергей Вадимович делится хитростями ухода: «старичков» нужно не только смазывать маслом, но и присыпать сверху стружкой, иначе в подвале жилого дома их съест коррозия. В прошлом веке эту технику списали с авиаприборного завода, которому принадлежал клуб.

Самолетики для пенсионеров

Ильин начал вести детские кружки, когда учился на пятом курсе физфака. Его первые воспитанники до сих пор выступают на авиамодельных соревнованиях для взрослых спортсменов. «Трое ребят из моей первой группы стали мастерами авиамодельного спорта.

Сергей Чемилов — программист, сейчас в Силиконовой долине. Братья Власовы окончили университет, продавали снегоходы, а когда бизнес зачах, устроились токарями на завод. Им нравится, по вечерам делают модели».

В большую авиацию никто не пошел, как говорит Ильин, «быть инженером на авиа­­за­воде — совсем не романтично».

По основному месту работы Сергей Вадимович — преподаватель кафедры теоретической физики СГУ. «После аспирантуры диссертацию написал, а защищать не стал — я тогда модели пускал вовсю. Заниматься надо тем, что у тебя очень хорошо получается».

Крышка футляра, в котором хранятся «взрослые» модели Ильина, оклеена эмблемами соревнований. Сколько их было, моделист не считал, «этапов кубка мира выиграл десятка полтора». Сергей Вадимович достает из отделений ящика крылья и хвост (перевозят модели в разобранном виде) и собирает «птицу» размером почти с человека.

Это резиномоторная модель, ее двигателем служит резиновый жгут — перед запуском его надо растянуть на 30—35 метров. Ильин показывает моток узкой бежевой резинки: «Правда, на лапшу похожа? Так и называется. В переводе на наши деньги стоит 800 рублей и еще полдоллара смазка. На соревнованиях взлететь на ней можно один раз».

«Лапшу» выписывают из Канады. Большинство комплектующих авиамоделисты делают своими руками или заказывают у левшей, специализирующихся на определенной детали. Сергей Вадимович раскрывает пластиковые коробочки с сокровищами — о своих бобышках и цапфах (это элементы пропеллера) рассказывает так, будто Пушкина читает.

«Такие бобышки делают три человека в мире, двое на Украине, третий я. В ней больше 200 деталей, а весит она 28,5 грамма».

В ящике с инструментами — медицинские зажимы и пинцеты, соответствующие масштабу работ: вот ролик-крючок для резиномотора, весящий 1,2 грамма (в два раза легче, чем у соперников из Казани), и микроскопические гвозди из титана (стальные на грамм тяжелее).

«Сокровищница» с детальками.  Матвей Фляжников Региональные власти авиамодельный спорт не финансируют. Из поездки на один из чемпионатов мира Сергей Вадимович вернулся, похудев на 18 килограммов: «Суточных не было, как мне сказали: до места вас организаторы везут, а там как-нибудь проживешь. И правда, прожил. Занял четвертое место».

«За рубежами родины авиамодельным спортом занимаются в основном люди пенсионного возраста.

В том-то и прелесть, что здесь, в отличие от легкой атлетики или хоккея, можно выступать всю жизнь и показывать лучшие результаты, так как с годами модели становятся совершеннее, а материальное положение спортсмена укрепляется и позволяет больше времени уделять тренировкам. За сборную США выступал 87-летний спортсмен. Идет по полю, качается, а пустил модель — и занял третье место на чемпионате мира».

Долетались

Федеральный закон о беспилотниках Госдума приняла сразу в первом и втором чтениях 22 декабря 2015 года, президент подписал его 30 декабря. Нововведения обосновали нуждами борьбы с терроризмом. Как отметил глава комитета ГД по транспорту Евгений Москвичев, даже игрушечный вертолет может быть «опасен в случае применения в условиях терактов».

Первоначальная редакция документа предписывала регистрировать каждый летательный аппарат весом больше 250 граммов в Росавиации и ФСБ (сообщив название, производителя, дату изготовления, вес, размер и т.д.), владельцы должны были получить сертификаты летной годности и свидетельства авиационного персонала гражданской авиации.

Эта версия закона на практике не заработала, так как не были приняты подзаконные акты.

Летом прошлого года были приняты новые правила, вступившие в силу с 5 июля 2017-го: вместо регистрации в федеральных службах беспилотники массой от 250 граммов до 30 килограммов должны быть поставлены на учет, вести который будет ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Как сообщалось в прессе, предполагается, что владельцы летательных аппаратов будут оплачивать пошлину в размере 200—300 рублей и получать радиочастотную метку с информацией о владельце.

«На данный момент ФГУП «Защи­таИнфоТранс» не производит постановку на учет», — сказано в объявлении на сайте предприятия.

Как говорится в сообщении, для исполнения федерального закона нужно постановление правительства, утверждающее порядок учета. Сейчас такой документ «разработан и готовится к направлению в Минюст».

Как отмечается на сайте, «до вступления в силу обозначенного акта не существует оснований для наступления административно-правовых последствий для граждан».

В борьбу депутатов с террористами на игрушечных самолетиках авиамоделисты не верят. «Начальникам надоело, что их дачи фотографируют», — смеется Сергей Вадимович. Смеется он невесело: 300 рублей с модели — сумма невесомая в сравнении с зарплатой депутатов, а не родителей самоделкиных из поселка Приволжский.

Авиамодельные кружки оказались на грани вымирания задолго до нынешних законодательных инициатив — из-за тотального безденежья. Для строительства моделей нужна бальза (очень легкая древесная порода), карбон, смола, кевлар, алюминий, краски, а также сверла, напильники, плоскогубцы и т.д.

Сейчас кружковцы Ильина пользуются материалами, которые он накопил за десятилетия спортивной карьеры (когда-то члены сборной области получали расходники от ДОСААФ).

Запасов хватает, так как школьники занимаются самыми простыми планерами, «если бы тут было 20 перспективных ребят, строящих серьезные модели, через два месяца мы бы остались с пустыми руками, пришлось бы ножки от стульев отпиливать». Руководитель кружка работает на полставки, зарплата — 4 тысячи рублей.

«В нашем клубе из трех кружков, специализировавшихся на разных классах авиамоделей, остался один. В Саратове кружок авиазавода исчез вместе с заводом. На городской станции юных техников руководитель авиакружка умер десять лет назад, замены не нашлось.

На областной станции два ветерана авиамоделизма на свои деньги обустроили мастерскую, сделали ремонт, а теперь их просят на выход — здание понадобилось центру тестирования ЕГЭ, — рассказывает Сергей Вадимович. — Для запуска кордовых моделей нужен кордодром — асфальтированная площадка с сеткой.

Кордодром был в саратовском детском парке, теперь на этом месте коммерческие аттракционы».

В 1980-е в областных соревнованиях авиамоделистов участвовали более 600 школьников. В нынешнем году приехали четыре команды из Саратова, Энгельса и Вольска — всего 16 детей.

Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/08/14/73468-rodina-podrezala-krylya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.